-
- Часы работы
-
Ежедневно, кроме понедельника и четверга:11:00 — 19:00
четверг: 11:00 — 21:00
Выходной день — понедельник
Санитарный день — первый четверг каждого месяца
-
- Наш адрес
-
г. Ижевск, ул. Бородина, 19.
Тел.+7(3412)51-34-52
Факс:+7(3412)51-45-38
Схема проезда
«Валентин Белобородов: лирический оружейник»
Удмуртская правда 24.07.09 ( № 79) с. 12
Рубрика: КУЛЬТУРА
Валентин Белобородов: лирический оружейник
Ижевское оружие, хотя и принесло славу всему городу, своим величием всегда было обязано таланту конкретных специалистов и художников. На этой неделе в Музейно-выставочном комплексе М. Т. Калашникова открылась персональная выставка «Мастера граверного искусства. Валентин Белобородов», иллюстрирующая более чем полувековой труд удивительного художника, превратившего ружейный металл в сверкающую поэзию.
Мороз и золото
Буклеты, которые раздавались на открытии
выставки, коротко сообщали, что Валентин Михайлович Белобородов — почетный гражданин Ижевска, народный
художник Удмуртии, обладатель множества советских, российских и международных наград. Но лишь ружья,
выставленные в стеклянных витринах, объясняют, почему имя этого мастера с равным уважением произносится
и оружейниками, и художниками.
Экспозиция очерчивает путь мастера-гравера от его первых
авторских работ 1950-х годов до его «юбилейного», сделанного в 2004-м, в год собственного 75-летия,
ружья и находит продолжение на стенде совсем «свежих» работ, выполненных уже его учениками. Собрать эту
экспозицию было не просто. Значительная часть ружей Белобородова разошлась по частным коллекциям
(например, его авторские ружья были у французского президента Шарля де Голля и арабских правителей).
Остальные творения мастера хранятся в республиканских музеях и в Школе оружейного мастерства
механического завода (составляют центральную часть действующей там постоянно выставки).
В МВК
им. Калашникова представлены не только ружья Белобородова, но и авторские эскизы гравировок. Благодаря
увеличенному масштабу они дают возможность детальнее рассмотреть замысел художника и оценить его талант
графика. Здесь же выставлены живописные полотна художника — солнечные удмуртские пейзажи.
И
на ружье «Иж-54» 1959 года «Первый морозец», и на «Иже-27» 2004 года «Морозное утро» — фирменный
белобородовский орнамент в технике «мороз». Уникальный орнамент из серебряного инея, который делают
только в нашем городе и который вот уже много лет — «визитная карточка» Белобородова.
Техника
«мороз», прославившая ижевских оружейников ХХ века, была разработана знаменитым мастером Леонардом
Васевым и продолжена его учениками, первейший из которых — Валентин Белобородов. Именно ему уходящий
на покой Васев сказал: «Доделай все, что я не успел. Если сможешь — превзойди, потому что стремление
к идеалу и есть искусство!». И время показало, что ученик превзошел своего учителя. Белобородов
не только подхватил технику «мороз», но и усложнил ее, начав применять золото. «Орнаментальный бренд
Ижевска „мороз“ получил новое качество, стал искристым и победительным», — говорят о белобородовской
технике. Но и кроме «мороза» Белобородову есть чем удивить: он владеет множеством граверных техник
и комбинаций, среди которых — «живопись металлом по металлу». Здесь используется свойство металлов
изменять цвет в зависимости от состава сплавов, которое позволяет добиться уникальной цветовой передачи
и даже эффекта светотени.
Дух природы, дух оружия
Несмотря на то, что славой
Белобородов во многом обязан льдистому орнаменту в технике «мороз», его любимыми сюжетами всегда
оставались охотничьи. «Я сам был увлеченным охотником и рыбаком, как художник любил переход
от безмятежной красоты природы к драматизму, который сопровождает охоту», — говорит мастер. Охота была
для него вдохновением, но свои переживания охотника-художника он всегда адресовал другим: его
собственное охотничье ружье («Самое простое, Иж-49», — замечает он) не было украшено ничем. «Впрочем,
иногда я отправлялся просто на этюды — зарисовывал травинки, листочки, осоку на ветру», — рассказывает
художник. Природа Удмуртии так и осталась для него самой живописной, самой вдохновляющей. «Фигура
глухаря на фоне вечерней зорьки» — чем не элегия? А это — гравюра Белобородова на ружейной коробке.
И
именно негромкий колорит Прикамья привлекает в работах Белобородова ценителей ружейного мастерства: даже
при использовании драгоценных металлов, золота и серебра, эти сюжеты не становятся чрезмерными,
помпезными — в них сохраняется благородная строгость и простота, гармонирующая с духом оружия.
Почти
всегда, глядя на ружье с гравировкой Белобородова, можно сказать, в какое время года оно сделано. Потому
что в работе своей мастер чаще всего шел от острого, сиюминутного ощущения природы. В июле хотелось
украшать ружейные коробки земляничными и кленовыми листьями, в августе на его миниатюрах выпархивали
из зарослей прибрежных камышей дикие утки, с началом осени золотистыми каплями поблескивали ягоды
рябины, появлялись фигурки глухарей и зайцев, зимой холодил серебром фирменный авторский «мороз». Ружья
Белобородова рождались в гармонии с внешним миром.
Неожиданный взгляд на творчество мастера
предложил историк-краевед Евгений Шумилов: «Я знаю Валентина Белобородова более тридцати лет и чем
дальше, тем больше вижу, как его мировоззрение становится похоже на мировоззрение художника-японца.
Белобородов — миниатюрист и минималист. В своих лаконичных миниатюрах он может так же емко и образно
рассказать о взаимодействии человека и природы, повседневности и Бытия, как японец в своих 17-сложных
хайку».
Поэзия в металле
В своих работах Белобородов никогда
не повторялся. Используя фирменные элементы — растительные орнаменты, фигурки птиц и животных, он каждый
раз придумывал новый сюжет, находил новую ритмику и настроение рисунка. Исключение он сделал только один
раз. В 1968 году его ружье произвело такой фурор на международной выставке в Монреале, что руководители
Ижевского механического завода попросили Белобородова повторить эту работу «один в один». Копию
«монреальского» ружья тогда выставили на самой престижной площадке Союза — на ВДНХ.
Министр
культуры, печати и информации УР Дмитрий Иванов говорит: «Ружья, к которым прикасался Владимир
Михайлович Белобородов, стали произведениями искусства. Я не побоялся бы назвать их шедеврами. И если
говорят, что архитектура — это застывшая музыка, то гравюры Белобородова — это музыка, застывшая
в металле. Каждая работа притягивает взгляд, заставляет остановиться и подумать — а ведь в этом
и заключается философия оружия».
Валентин Белобородов много лет преподает в Школе ружейного
мастерства им. Леонарда Васева при Ижевском механическом заводе. «Школа не теряется, есть довольно много
талантливых, с авторским почерком художников, которые продолжают ижевскую оружейную традицию», —
замечает мастер. А о своем педагогическом методе говорит: «Никогда не поучаю, просто показываю».
И,
конечно, молодые художники-граверы все как один пытаются повторить технику «мороз» и часто добиваются
очень высоких результатов. И все же опытный глаз ценителей видит разницу: такой тончайшей, «поэтической»
изморози, как на работах Белобородова, не выходит пока ни у кого. У него ведь не только технология,
доведенная до абсолюта (нужно виртуозно работать с десятками матуаров, чтобы добиться нужного эффекта),
но и особенная, лирическая индивидуальность, которая заставляет завиваться лапы инея или ветки
папоротника в неповторимом, танцующем, полетном рисунке. Пробовали ученики снять орнамент «под копирку»,
да из механически воспроизведенного рисунка душа ушла. А сами мыслят и чувствуют — не хуже и не лучше —
по-другому. И получается, что работы Белобородова навсегда останутся единственными и неповторимыми.
P.S.
Выставка «Мастера граверного искусства. Валентин Белобородов» продлится до ноября. А в сентябре мастер
отпразднует 80 лет со дня рождения, 55 из которых были отданы ижевскому оружию и любимому делу.
Подготовила : Анна ВАРДУГИНА