Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Музейно-выставочный комплекс им. М.Т. Калашникова

Главная » Новости » СМИ о нас » «Валентин Белобородов: лирический оружейник»

«Валентин Белобородов: лирический оружейник»

Версия для печати

24.07.2009

Удмуртская правда 24.07.09 ( № 79) с. 12
Рубрика: КУЛЬТУРА


Валентин Белобородов: лирический оружейник

Ижевское оружие, хотя и принесло славу всему городу, своим величием всегда было обязано таланту конкретных специалистов и художников. На этой неделе в Музейно-выставочном комплексе М. Т. Калашникова открылась персональная выставка «Мастера граверного искусства. Валентин Белобородов», иллюстрирующая более чем полувековой труд удивительного художника, превратившего ружейный металл в сверкающую поэзию.

Мороз и золото
Буклеты, которые раздавались на открытии выставки, коротко сообщали, что Валентин Михайлович Белобородов — почетный гражданин Ижевска, народный художник Удмуртии, обладатель множества советских, российских и международных наград. Но лишь ружья, выставленные в стеклянных витринах, объясняют, почему имя этого мастера с равным уважением произносится и оружейниками, и художниками.
Экспозиция очерчивает путь мастера-гравера от его первых авторских работ 1950-х годов до его «юбилейного», сделанного в 2004-м, в год собственного 75-летия, ружья и находит продолжение на стенде совсем «свежих» работ, выполненных уже его учениками. Собрать эту экспозицию было не просто. Значительная часть ружей Белобородова разошлась по частным коллекциям (например, его авторские ружья были у французского президента Шарля де Голля и арабских правителей). Остальные творения мастера хранятся в республиканских музеях и в Школе оружейного мастерства механического завода (составляют центральную часть действующей там постоянно выставки).
В МВК им. Калашникова представлены не только ружья Белобородова, но и авторские эскизы гравировок. Благодаря увеличенному масштабу они дают возможность детальнее рассмотреть замысел художника и оценить его талант графика. Здесь же выставлены живописные полотна художника — солнечные удмуртские пейзажи.
И на ружье «Иж-54» 1959 года «Первый морозец», и на «Иже-27» 2004 года «Морозное утро» — фирменный белобородовский орнамент в технике «мороз». Уникальный орнамент из серебряного инея, который делают только в нашем городе и который вот уже много лет — «визитная карточка» Белобородова.
Техника «мороз», прославившая ижевских оружейников ХХ века, была разработана знаменитым мастером Леонардом Васевым и продолжена его учениками, первейший из которых — Валентин Белобородов. Именно ему уходящий на покой Васев сказал: «Доделай все, что я не успел. Если сможешь — превзойди, потому что стремление к идеалу и есть искусство!». И время показало, что ученик превзошел своего учителя. Белобородов не только подхватил технику «мороз», но и усложнил ее, начав применять золото. «Орнаментальный бренд Ижевска „мороз“ получил новое качество, стал искристым и победительным», — говорят о белобородовской технике. Но и кроме «мороза» Белобородову есть чем удивить: он владеет множеством граверных техник и комбинаций, среди которых — «живопись металлом по металлу». Здесь используется свойство металлов изменять цвет в зависимости от состава сплавов, которое позволяет добиться уникальной цветовой передачи и даже эффекта светотени.

Дух природы, дух оружия
Несмотря на то, что славой Белобородов во многом обязан льдистому орнаменту в технике «мороз», его любимыми сюжетами всегда оставались охотничьи. «Я сам был увлеченным охотником и рыбаком, как художник любил переход от безмятежной красоты природы к драматизму, который сопровождает охоту», — говорит мастер. Охота была для него вдохновением, но свои переживания охотника-художника он всегда адресовал другим: его собственное охотничье ружье («Самое простое, Иж-49», — замечает он) не было украшено ничем. «Впрочем, иногда я отправлялся просто на этюды — зарисовывал травинки, листочки, осоку на ветру», — рассказывает художник. Природа Удмуртии так и осталась для него самой живописной, самой вдохновляющей. «Фигура глухаря на фоне вечерней зорьки» — чем не элегия? А это — гравюра Белобородова на ружейной коробке.
И именно негромкий колорит Прикамья привлекает в работах Белобородова ценителей ружейного мастерства: даже при использовании драгоценных металлов, золота и серебра, эти сюжеты не становятся чрезмерными, помпезными — в них сохраняется благородная строгость и простота, гармонирующая с духом оружия.
Почти всегда, глядя на ружье с гравировкой Белобородова, можно сказать, в какое время года оно сделано. Потому что в работе своей мастер чаще всего шел от острого, сиюминутного ощущения природы. В июле хотелось украшать ружейные коробки земляничными и кленовыми листьями, в августе на его миниатюрах выпархивали из зарослей прибрежных камышей дикие утки, с началом осени золотистыми каплями поблескивали ягоды рябины, появлялись фигурки глухарей и зайцев, зимой холодил серебром фирменный авторский «мороз». Ружья Белобородова рождались в гармонии с внешним миром.
Неожиданный взгляд на творчество мастера предложил историк-краевед Евгений Шумилов: «Я знаю Валентина Белобородова более тридцати лет и чем дальше, тем больше вижу, как его мировоззрение становится похоже на мировоззрение художника-японца. Белобородов — миниатюрист и минималист. В своих лаконичных миниатюрах он может так же емко и образно рассказать о взаимодействии человека и природы, повседневности и Бытия, как японец в своих 17-сложных хайку».

Поэзия в металле
В своих работах Белобородов никогда не повторялся. Используя фирменные элементы — растительные орнаменты, фигурки птиц и животных, он каждый раз придумывал новый сюжет, находил новую ритмику и настроение рисунка. Исключение он сделал только один раз. В 1968 году его ружье произвело такой фурор на международной выставке в Монреале, что руководители Ижевского механического завода попросили Белобородова повторить эту работу «один в один». Копию «монреальского» ружья тогда выставили на самой престижной площадке Союза — на ВДНХ.
Министр культуры, печати и информации УР Дмитрий Иванов говорит: «Ружья, к которым прикасался Владимир Михайлович Белобородов, стали произведениями искусства. Я не побоялся бы назвать их шедеврами. И если говорят, что архитектура — это застывшая музыка, то гравюры Белобородова — это музыка, застывшая в металле. Каждая работа притягивает взгляд, заставляет остановиться и подумать — а ведь в этом и заключается философия оружия».
Валентин Белобородов много лет преподает в Школе ружейного мастерства им. Леонарда Васева при Ижевском механическом заводе. «Школа не теряется, есть довольно много талантливых, с авторским почерком художников, которые продолжают ижевскую оружейную традицию», — замечает мастер. А о своем педагогическом методе говорит: «Никогда не поучаю, просто показываю».
И, конечно, молодые художники-граверы все как один пытаются повторить технику «мороз» и часто добиваются очень высоких результатов. И все же опытный глаз ценителей видит разницу: такой тончайшей, «поэтической» изморози, как на работах Белобородова, не выходит пока ни у кого. У него ведь не только технология, доведенная до абсолюта (нужно виртуозно работать с десятками матуаров, чтобы добиться нужного эффекта), но и особенная, лирическая индивидуальность, которая заставляет завиваться лапы инея или ветки папоротника в неповторимом, танцующем, полетном рисунке. Пробовали ученики снять орнамент «под копирку», да из механически воспроизведенного рисунка душа ушла. А сами мыслят и чувствуют — не хуже и не лучше — по-другому. И получается, что работы Белобородова навсегда останутся единственными и неповторимыми.
P.S. Выставка «Мастера граверного искусства. Валентин Белобородов» продлится до ноября. А в сентябре мастер отпразднует 80 лет со дня рождения, 55 из которых были отданы ижевскому оружию и любимому делу.

Подготовила : Анна ВАРДУГИНА

0+