Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Музейно-выставочный комплекс им. М.Т. Калашникова

Главная » Новости » СМИ о нас » «Уральские сказы на тонких клинках»

«Уральские сказы на тонких клинках»

Версия для печати

14.08.2009

Удмуртская правда 14.08.09 (№88) с.14
Рубрика:  КУЛЬТУРА


Уральские сказы на тонких клинках

Оружейные столицы России можно пересчитать по пальцам. Тем важнее, что между ними существует прочная связь — мастеровая, творческая. И свидетелями этого профессионального взаимодействия становятся не только оружейники, но и все горожане. В среду в музейно-выставочном комплексе им. М.Т. Калашникова в честь предстоящего юбилея знаменитого конструктора открылась выставка «Мастера Златоуста», представляющая почти два века искусства южноуральских мастеров-оружейников и граверов.
Для ижевчан эта выставка интересна особенно, поскольку школа художественной гравировки по оружию, сложившаяся в нашем городе и признанная уникальной, наследует именно школе Златоуста.
Еще в 1885 году на Ижевский оружейный завод приехал из Златоуста граверных дел мастер Леонид Серебров. С него и его учеников и началась традиция тончайшей орнаментальной и сюжетной гравировки на оружии, а также возникла практика изготовления предметов домашнего обихода с использованием благородной технологии рисунка по металлу. «Ижевских мастеров с мастерами Златоуста роднит гораздо больше, чем с оружейниками Тулы, — ошарашивает историк и краевед Евгений Шумилов. — И наши, и златоустовские граверы даже одинаково держат резец — в кулаке. Это особая уральская школа и особый художественный почерк. И при всем безграничном уважении к ижевским мастерам могу сказать, что в чем-то художники из Златоуста их превзошли».
На выставке, которая заняла два просторных зала, можно детально рассмотреть многочисленные экспонаты и самому сделать вывод, кажутся ли работы южноуральских граверов более эффектными, более впечатляющими.
Щедрость мастеров
Златоуст — город оружейный, но его традиция связана с холодным, а не с огнестрельным оружием. Здесь ковались казацкие шашки, офицерские кортики, охотничьи ножи. До сих пор здесь есть мастера, кующие настоящую дамасскую сталь, — по клинку будто вьются синеватые разводы, свидетельствующие о многократной закалке. И, конечно, такое оружие словно просится под резец художника-гравера, который может подчеркнуть индивидуальность каждого клинка, дать ему характер.
Самые старые экспонаты выставки относятся к 1820-30-м годам. Это клинки, украшенные рукой талантливейшего мастера Ивана Бушуева — легенды в мире оружейников. В своих работах он изобильно использовал различные техники — вытравку, синь, гравировку иглой, ртутное золочение. От постоянного вдыхания паров ртути мастера того времени быстро теряли здоровье, сам Бушуев дожил всего до 37 лет, но, видно, считали граверы эту жертву достойной того эффекта, который достигался с помощью ртутного золочения. Тонкий, изысканно-благородный рисунок золотящегося орнамента не стирается от времени… Возможно, в этих работах — квинтэссенция мужественного, без лишних сантиментов уральского характера: не пожалеть жизни, чтобы добиться вершины мастерства.
Центральную часть выставки занимают работы советского периода. Тогда граверы Златоуста украшали не только именные подарки для высокопоставленных чиновников, но и предметы домашнего обихода. Портсигары, подносы для визитных карточек, винные приборы с авторскими гравировками в Златоусте делали и до революции, но в то время их лирические, часто пасторальные мотивы несколько терялись на фоне суровых, но совершенных в своей сдержанности гравировок на клинках. А вот в советскую эпоху «мирные» сюжеты вышли на первый план. Целые стенды выставки заняты декоративными тарелками, блюдами, настенными панно, подставками под отрывные календари. В них тоже читается стиль златоустовской школы: обилие деталей в картине, подчеркнутая декоративность орнамента, дух народных сказок, сквозящий во многих «деревенских» сюжетах. Даже сюжеты, связанные с дикой природой, у златоустовских мастеров получаются более условными и мифологичными, чем у ижевских сторонников реалистической школы, будто на их художественное сознание навсегда наложили отпечаток сказы Павла Бажова, в которых любая ящерка может обернуться Хозяйкой Медной горы.
Вот и на стаканчике для карандашей (работа 1960 года) под названием «Дерущиеся олени» над стремительными, могучими животными, сшибающимися рогатыми головами, кружатся сказочно огромные, матово отсвечивающие позолотой кленовые листья, а под копытами высверкивают еще более крупные цветы. Да, в щедрости южноуральским художникам не откажешь: для украшения маленького, сантиметров шести в высоту, стаканчика с таким утилитарным предназначением они использовали вытравку, золочение, синь, никелировку и гравировку иглой по лаку.
«Оружейные» экспонаты тех лет могут вызвать у современного зрителя смешанные чувства. Даже тонкая работа граверов не отменяет безграничный пафос подарочного меча с вытравленными на клинке «ликами» Ленина и Брежнева и помпезной гравировкой по серебру «Маршалу Советского Союза Леониду Ильичу Брежневу». А подчиняясь эстетике революционной героики и гравируя юбилейный «октябрьский» меч в стиле плаката, златоустовские мастера и вовсе теряют свое, узнаваемое лицо — работа, явно затребовавшая индивидуальных талантов, все же выглядит как штамп. Что ж, это тоже история оружейного Златоуста, не отделимая от истории страны.
Когда автомат становится частью кортика
Нынешний день южноуральских мастеров представлен на выставке особенно объемно. Здесь и искусные предметы быта (подарочные винные и коньячные приборы, канцелярские наборы), и, конечно, клинки.
Из-под резцов златоустовских художников сегодня выходят охотничьи ножи с прихотливыми рисунками. Глухари, оперенье которых поблескивает, как у диковинных фениксов. Куницы, мех которых курчавится густыми локонами. Орнаменты, в которые вплетены уральские цветы и травы. И эта сказочная красота служит не для украшения настенных ковров, а для дела: режущие кромки клинков остро заточены.
Особое место на выставке занимает стенд златоустовского предприятия «Практика». В 2005 году оружейники этого производства начали проект, который поддерживает славу не только Златоуста, но и Ижевска. Это выпуск холодного оружия в серии «Оружие Калашникова», поддержанный самим конструктором. Четыре года назад проект был презентован в Кремле, и с тех пор на Южном Урале создаются нарядные, праздничные клинки в честь создателя знаменитейших в мире автоматов. Кортики коллекции «Оружие Калашникова» выпускаются в четырех сериях: бронзовой, серебряной, золотой и платиновой. Ножны каждого клинка украшены гравированным портретом Михаила Тимофеевича Калашникова, на перекрестии рукояти — силуэты автоматов АК-47, АКС-74У и РПК. На открытии выставки Михаил Тимофеевич Калашников сказал: «Я рад плодотворному сотрудничеству с мастерами Златоуста. Часто бываю в этом городе, слежу за развитием его оружейной школы. Добротно, творчески, вдохновенно — такими словами я определил бы работу златоустовцев. И я считаю знаковым, что наряду с любованием трудом ижевских оружейников мы можем оценить школу украшенного оружия наших коллег с Урала». Один из клинков, созданных златоустовцами в сотворчестве с Калашниковым, был подарен конструктором музею и пополнил музейный фонд.
Выставка «Мастера Златоуста» продлится в МВК им. Калашникова до ноября, когда там откроется юбилейная выставка «Неизвестный Калашников».

Подготовила : Виктория СУВОРОВА

0+