Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Музейно-выставочный комплекс им. М.Т. Калашникова

Главная » Выставки » Архив выставок » Фондовая выставка «Барышня, cоедините!»

Фондовая выставка «Барышня, cоедините!»

Версия для печати

07.02.2020 — 09.03.2020

Современные телефоны больше похожи на компактные компьютеры и соединяют с вызываемым абонентом за считанные секунды. А на заре телефонной эры ответа на звонок ждали часами. И связь была невозможна без посредника – оператора станции, который вручную осуществлял соединение номеров.

В 1881 году первая отечественная телефонная линия соединила две военные части, находившиеся друг от друга на расстоянии 14,5 км. В 1889 году постоянная телефонная связь установилась между Москвой и Санкт- Петербургом. Дальше пошла волна телефонизации министерств и ведомств, губернских и заводских правлений, вокзалов, гостиниц, ресторанов, богатых частных домов и квартир. В 1900 году число владельцев телефонов приблизилось к 3 тысячам.

На рубеже XIX и ХХ веков профессия телефонистки была самой модной, популярной и обсуждаемой в обществе. Требования к соискательницам вакантного места были строгими: 18-25 лет, не замужняя, образованная, внимательная, ответственная, с хорошей дикцией. Да, и длина туловища в сидячем положении с вытянутыми вверх руками – не менее 128 см! Потому что, сидя перед коммутатором, телефонистка должна была дотянуться штекером до гнезда любого вызываемого номера. Поскольку в то время в России было распространено именно такое обращение к незамужней женщине, сотрудниц телефонных станций называли «телефонными барышнями».

В то время телефонные аппараты не имели ни диска, ни кнопок для набора цифр. Абонент посылал сигнал на коммутатор и, услышав в трубке ответ телефонистки, говорил что-то вроде: «Барышня, соедините, будьте любезны, Солянка, два-семнадцать». Удостоверившись, что связь есть и люди разговаривают, телефонистка ставила ключ в нейтральное положение и готова была принять следующий вызов. Поговорив по телефону, абонент опять должен был соединиться с коммутатором, чтобы телефонистка понимала: разговор окончен, можно разъединять.

В новом веке и новой стране связь развивалась стремительно. Первая в СССР автоматическая телефонная станция появилась в 1924 году в Кремле. В 1930-е годы для органов ОГПУ появилась закрытая система оперативной телефонной связи, использующая высокие частоты (ВЧ). Впоследствии ей стали пользоваться все высшие партийные, гражданские и военные чины. Во время Великой Отечественной Войны ВЧ-связь служила для соединения с командованием фронтов и армий. Широко были распространены и полевые телефоны. А фронтовые связистки пользовались всеармейским уважением. О них сочиняли стихи и песни.

После войны аппараты ВЧ и мини-коммутаторы были установлены в высших партийных и правительственных учреждениях Москвы, республиканских, краевых и областных центров СССР, а также в советских посольствах соцстранах. Одновременно расширялся ареал общедоступных телефонных линий, связь становилась качественнее, а аппараты меньше по размеру и дешевле.  Но междугородная и международная телефонная связь в СССР осуществлялась по определённому коду через телефонистку станции вплоть до конца 80-х. Только обращение к оператору сменилось. В знаменитой песне Владимир Высоцкий поёт:

«Я хватаюсь за диск телефона

И набираю вечное 07.

Девушка, здравствуйте!

Как вас звать? Тома?

Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая!..»

Сегодня в память о первых российских телефонистках «Московская городская телефонная сеть» предоставляет уникальную услугу. Достаточно сообщить оператору справочной службы 009 ФИО или адрес (как полный, так и частичный) вызываемого абонента. Оператор находит в базе необходимый номер и, после получения согласия вызываемого абонента, обеспечивает соединение с ним. Услуга так и называется: «Барышня, соедините!».

0+